- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Становление и формирование института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010398 |
Тема: | Становление и формирование института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции |
Содержание
Содержание Введение Глава IСтановление и формирование института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции 1.1. Исторические аспекты развития института подведомственности гражданских дел 1.2. Понятие, виды и порядок подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции 1.3. Соотношение понятий подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции Глава IIПроблемы теории и практики правового регулирования института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации 2.1 Анализ судебной практики в сфере разграничения подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражными судами Российской Федерации 2.2 Сравнительно-правовой анализ судебного устройства Российской Федерации, США и Китая Заключение Список использованных источников Глава I Становление и формирование института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции 1.1. Исторические аспекты развития института подведомственности гражданских дел. Древнерусское право не проводит четкого разграничения подведомственности и подсудности гражданских дел. В основном в древнерусском праве прослеживается тенденция разграничения уголовной и гражданской подсудности. Наиболее четко разграничение подсудности и подведомственности гражданских дел прослеживается при Петре I. Именно в этот исторический момент формируется система гражданских судов. С 1719 года страна была поделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, которые рассматривали гражданские дела городов. Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиальные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. В 1722 году была проведена реформа. Были упразднены нижние суды и появились провинциальные суды, которые рассматривали гражданские дела. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получившего право рассматривать гражданские дела. (1) Особе развитие институт подведомственности и подсудности гражданских дел получил в 1864 году. По Уставу гражданского судопроизводства 1864 года, имевшие цель упростить и ускорить производство у мировых судей особе внимание уделялось, при сохранении гарантий прав его участников, вопросам, связанным с институтами подведомственности и подсудности(2). Определяя подсудность дел, необходимо было исходить из двух основных критериев - имущественного характера спора и цены иска. Мировые судьи разрешали только дела, возникающие из имущественных правоотношений, и, по общему правилу, не могли рассматривать дела, возникающие из личных неимущественных правоотношений, если иное не было прямо указано в законе. Так, споры между родителями, брак которых расторгнут, о праве на воспитание детей рассматривали мировые судьи. Что касается цены спорного права, то мировые судьи не могли рассматривать иски, цена которых превышала 1000 руб., за исключением исков, не подлежащих оценке. Отсюда, однако, не следует делать обратный вывод, что все иски при цене ниже 1000 руб. были подсудны мировым судебным установлениям. Например, иски, связанные со спорами об авторских и смежных правах, и иски между сельским обывателями были неподсудны мировым судам даже в том случае, если их цена была ниже 1000 рублей (3).При определении подсудности дел мировым судьям также необходимо было иметь в виду установленные законом сроки, ограничивающие время на защиту некоторых прав в мировых судебных установлениях. Это касается двух видов исков, подсудных мировым судьям, - исков о восстановлении нарушенного или утраченного владения и исков о «праве участия частного», которые могли быть предъявлены лишь в течение года со времени нарушения соответствующего права истца. При этом данные иски не подлежали оценке при предъявлении, так как эти иски были подсудны мировым судьям вне зависимости от цены. В законодательстве рассматриваемого периода существовало деление права участия (сервитут) на три вида: на право участия общего, право участия частного и право угодий в чужих имуществах. Обращает на себя внимание способ закрепления подведомственности споров о праве частного участия. Законодатель прямо, чтобы не возникало разночтений, перечислил те нормы материального права, при нарушении которых возможна защита именно в мировых судебных установлениях(4). Мировым судам, кроме исковых дел, были подведомственны также просьбы об обеспечении доказательств независимо от суммы, даже по делам, которые были подведомственны коммерческим судам. Подсудность просьб о понудительном исполнении по актам, «засвидетельствованным установленным порядком», определялась ценой просьбы, а не акта, и не могла превышать 1000 руб. Таким образом, определяя круг дел, подведомственных мировым судебным установлениям, составители Уставов руководствовались тем изначальным правилом, что им должны быть подведомственны дела «малоценные и несложные по своей природе». При этом они не только исходили из характера правоотношения и цены иска, но и применяли дополнительный критерий, связанный со сроком защиты нарушенного права, считая, что его пропуск усложняет рассмотрение дела у мировых судей и дело должно рассматриваться в общих судебных установлениях. Договор об изменении подсудности (договорная подсудность) в мировых судебных учреждениях мог быть заключен лишь в отношении подсудности, определяемой местом жительства или пребывания ответчика. При предъявлении ответчиком встречного иска, который был неподсуден мировому судье, но находился с первоначальным иском в такой связи (имеется в виду фактическая сторона дела), что рассмотрение его зависело от разрешения встречного, или который служил к зачету с первоначальным иском, - мировой судья должен был прекратить производство по делу и направить оба иска в окружной суд, т.е. при указанных условиях имело место изменение родовой подсудности по первоначальному иску. При этом оба иска, находящиеся в окружном суде, считались поданными с момента их предъявления мировому судье, меры, принятые мировым судьей по обеспечению первоначального иска, оставались в силе, а исковая давность считалась прерванной с момента обращения к мировому судье и сборы по первоначальному иску взыскивались как с дела, рассматриваемого мировым судьей. Споры о подсудности между мировыми судьями и судебно-административными учреждениями (земские начальники и городские судьи) разрешались окружным судом. Споры о подсудности между мировыми судьями разных округов - мировым съездом того округа, где дело первоначально возникло(5). Исковое заявление мировым судьям, в отличие от общих судебных мест, могло подаваться не только в письменной форме, но и устно, причем словесные исковые просьбы должны были приниматься не только от безграмотных, но также и от грамотных. Устная просьба заносилась в протокол, зачитывалась истцу и подписывалась им. Таким же образом лица, участвующие в деле, могли заявлять и иные ходатайства, но за двумя исключениями, когда требовалось соблюдение письменной формы, - апелляционная жалоба и заявление об отмене решения(6). Мировые судьи должны были принимать исковые просьбы «везде и во всякое время», т.е. не только в рабочие часы, но и в выходные и за пределами помещения суда. При подаче мировым судьям исковых заявлений и иных документов, кроме апелляционных жалоб и заявлений об отмене решений, не требовалось приложений соответствующих копий данных документов для предъявления другой стороне, за исключением тех дел, где участвовали казенные управления. Исковое заявление возвращалось мировым судьей заявителю в случаях нарушения исключительной подсудности, определяемой местом нахождения недвижимого имущества. В то же время в случае неопределения цены иска при подаче искового заявления оно не возвращалось, как это было предусмотрено для общих судов, а оставлялось без движения. Как указывалось, в дореволюционной литературе, «это упущение не почитается столь существенным, чтобы не могло быть исправлено. Вот почему нео значение цены иска и влечет за собой только оставление прошения без движения, а невозвращение его истцу»(7). Закон, не устанавливая строгой письменной формы искового заявления (прошения), лишь указывал, что при подаче письменного прошения оно должно быть написано на бумаге и изложено разборчиво и понятно. Правила подведомственности гражданских дел в конце 19 - начале 20 веков. Ведомству духовных судов подлежат: 1) дела брачные; 2) споры между лицами духовного звания относительно церковной собственности; 3) иски к духовным лицам о вознаграждении за личные оскорбления(8). Ведомству коммерческих судов подлежали три категории дел, а именно: 1) торговые дела; 2) вексельные дела; 3) дела о торговой несостоятельности. В тех местностях, где земские начальники не были введены, ведомству волостных судов подлежали: 1) иски ценою до 100 руб. между крестьянами, вытекающие из обязательств или касающиеся прав на имущества, как движимые, так и недвижимые, в пределах крестьянского надела, а также иски о восстановлении нарушенного владения; 2) иски, указанные в 1 пункте, ценою свыше 100 руб., иски между крестьянами и лицами других сословий, а также иски относительно прав на недвижимость вне надела, - при условии, если ответчик не потребует, чтобы дело рассматривалось общими судами; 3) все иски без ограничения цены, как между крестьянами, так и между крестьянами и лицами других сословий, при условии, если стороны согласились передать их на разрешение волостного суда. Согласие сторон должно быть подтверждено ими в заседании и занесено в протокол. Все эти иски были компетентны волостным судам и в том случае, когда одною из сторон является целое крестьянское общество; но иски между крестьянскими обществами рассматривались общими судами. В местностях, где существовали земские начальники, компетенция волостного суда была гораздо шире. Она применялась в двух направлениях: в отношении круга подлежащих власти волостных судов лиц и в отношении цены исков. Именно, волостным судам в означенных местностях были подведомственны: 1) иски между крестьянами об имуществе, входящем в состав крестьянского надела, независимо от их цены; 2) дела по наследованию и разделу наследства между крестьянами относительно наследственного имущества, не входящего в состав крестьянского надела, но стоящего не более 500 руб.; 3) иски между крестьянами, мещанами, посадскими, ремесленниками и цеховыми, имеющими постоянное жительство в селениях, ценой до 300 руб., в том числе и по векселям, за исключением исков о праве собственности или праве владения недвижимостью, основанном на крепостном или нотариальном акте; 4) иски, указанные в предыдущем пункте, если они предъявлены неподведомственными волостному суду лицами к подведомственным, которые согласятся на решение дел волостным судом. В местечках Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской и Могилевской губерний, где не введено городское общественное управление, эти правила не распространялись на лиц, принадлежащих к еврейской национальности. К ведомству волостных судов согласно Временным правилам 1912 г. были отнесены следующие категории гражданских дел между крестьянами, а также между лицами, подчиненными крестьянскому управлению: 1) иски на сумму не свыше 100 руб. о правах на движимости и по обязательствам всякого рода, кроме основанных на векселях и актах крепостных, нотариальных и засвидетельствованных у нотариуса; 2) о восстановлении нарушенного и утраченного владения, кроме вненадельных земель и участков отрубного владения, в течение одного года со времени нарушения; 3) о правах на надельные земли, находящиеся в общинном пользовании(10). Перечисленные дела были подведомственны волостным судам и в случае, если иски предъявлялись лицами, не подчиненными волостным судам, к ответчикам, подлежащим их компетенции. Мировым судам, образованным по закону 1912 г., были подведомственны гражданские дела по: 1. искам не свыше одной 1000 руб., из каких бы правоотношений они ни вытекали, кроме только исков об исключительных правах (авторском, изобретательском и т. д.) и о личных правах, основанных на брачных и семейных отношениях. Но из числа дел последней категории к ведомству мировых судов относились иски о предоставлении отдельно живущему супругу права свидания с детьми, находящимися у другого супруга, если их брак признан недействительным или если другому супругу предоставлено право раздельного жительства (11). Введенный в действие с 01 июля 1990 г. Указанные законы значительно расширили подведомственность гражданских дел судам, однако допускались ее ограничения, как законами, так и подзаконными актами. 21 июня 1990 г. Комитетом Конституционного Надзора СССР «О несоответствии норм законодательства, исключающих для ряда категорий работников судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, положениям Конституции СССР, законов СССР, международных актов о правах человека» были отменены ограничения на судебную защиту трудовых прав рабочих и служащих, введенные ранее нормативными актами. С изменением законодательства в ведение судов были переданы принципиально иные по характеру категории дел (социальные, пенсионные, земельные, о защите права на занятие общественной, политической деятельностью, на свободу совести, слова, получение и распространение информации и другие) и стало возможным оспаривание в суде, как индивидуальных актов, так и актов, касающихся неопределенного круга лиц: нормативных актов; актов общественных объединений, имеющих обязательное значение для их членов; локальных актов, действующих на отдельных предприятиях, в организациях; распорядительных актов, порождающих различные последствия для множества лиц, индивидуализация которых по этим актам невозможна. В результате изменилась правовая характеристика гражданских дел с точки зрения подведомственности. К ведению судов законом были отнесены дела, имеющие не только частное значение для отдельных субъектов правоотношений, но и общее значение для неопределенного круга лиц. Самым знаменательным нормативным правовым актом, регулирующим в числе других вопросы подведомственность, явилась Декларация прав и свобод человека, принятая Съездом народных депутатов СССР 05 сентября 1991 г. и введенная в действие с 17 сентября 1991 г.(15) Декларацией устанавливалась обязательность исполнения ее положений всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами (ст. 2); каждый имел право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст. 22). Нормы, содержащиеся в статьях 2, 22 Декларации, не допускали никакой возможности ограничивать любыми способами (законами или подзаконными актами, прямо или косвенно) право граждан на судебную защиту. Таким образом, принятые ранее законы, не говоря уже о подзаконных актах, ограничивавшие право граждан на судебную защиту и делающие исключения из подведомственности судам дел о защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов, не могли применяться как противоречащие законодательному акту, принятому в то время высшим законодательным органом государства, - Съездом народных депутатов СССР. Следовательно, российское законодательство за последние 20 лет прошло путь от установления ограниченной судебной подведомственности - отнесения к ведению судов строго определенных категорий дел частного значения при возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов, управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий дел из подведомственности судов - к установлению принципиально иного правового регулирования подведомственности - отнесению к ведению судов всех дел без исключения о защите прав и охраняемых законом интересов индивидуального значения и некоторых категорий дел общего значения(16). В заключении можно сделать вывод, о том, что вопросы подведомственности и подсудности приняли свои истоки несколько столетий назад, особое развитие отраслиинститута подведомственности произошло при правлении Петра 1, в последующем начался активный рост развития института подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции. Таким образом, институт судебной подведомственности, постепенно начал представляет собой совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. 1.2. Понятие, виды и порядок подведомственности гражданских дел Институт подведомственности судам общей юрисдикции гражданских дел позволяет эффективно разграничить сферы правовых споров, которые можно разрешить путем установленных правил определения судебной подведомственности, урегулированной нормами законодательства Российской Федерации. Основополагающим нормативным актом, в разрешении вопросов подведомственности судам общей юрисдикции являет Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, не дает единого определения понятия подведомственности. Например, подведомственность определяется как предметная компетенция судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы (17), или как возможность граждан и юридических лиц обращаться для защиты своих прав в тот или иной орган юрисдикционной системы государства (18). Существуют и другие определения подведомственности (19). Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Слово «каждому» следует понимать таким образом: если кто-то является субъектом каких-либо правоотношений, то он вправе получить от государства судебную защиту. Одновременно в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ уточняется, что защищать права и свободы можно и путем обжалования действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, т.е. защищать свои права и свободы в сфере управления (публичных отношений). Таким образом, условия, при наличии которых допустима судебная защита, состоят из трех видов. Один вид касается круга лиц, которые вправе обращаться в суд, другой - круга общественных отношений, из которых вытекают дела, разрешаемые судом. Кроме того, можно выделить третий вид условий права на судебную защиту, указывающий на характер действий (бездействия), которыми нарушаются права и свободы. Гражданский процессуальный кодекс РФ, устанавливает правила определения судебной подведомственности и учитывает требования Конституции РФ. Институт судебной подведомственности, представляет собой совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел. Права, свободы и законные интересы можно защищать в суде, указывает ст. 22 ГПК РФ. Некоторые иные кодифицированные акты содержат нормы о подведомственности суду дел, вытекающих из гражданских правоотношений (ст. 11 ГК РФ), из семейных правоотношений (например, ст. 23, 30 СК РФ) и др. Статья 11 ГК РФ, кроме суда общей юрисдикции, предусматривает возможность разрешения гражданских дел арбитражными и третейскими судами. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (22). В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации. Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований. Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических и других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д. Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданскоправового договора (контракте). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. ст. 99 - 100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме. Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст. ст. 5, 7 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", принятого 21 июня 2002 г.). Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ). Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем. Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (34). Индивидуальные трудовые споры могут рассматриваться в комиссиях по трудовым спорам (КТС) по месту работы (ст. 385 ТК РФ). Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями, посредниками и трудовыми арбитражами (гл. 61 ТК РФ). В защите субъективных прав граждан и организаций участвует и Конституционный Суд РФ, когда признает нормативные акты не соответствующими Конституции РФ или исправляет судебную практику защиты субъективных прав личности. Суд, судебная защита наиболее приспособлены для охраны индивидуального, частного интереса. Поэтому определение подведомственности является очень важным элементом, гарантирующим осуществление гражданских и иных прав. Понятие подведомственности отличается от понятия компетенции. Компетенция означает объем правомочий суда или иного органа, применяющего право. А подведомственность есть признак, свойство дела, благодаря которому определяется порядок его рассмотрения и разрешения каким-либо ведомством. Например, дела, вытекающие из семейных отношений, могут разрешаться и судами, и органами опеки и попечительства, т.е. в административном порядке. Подведомственность необходимо отличать и от подсудности. Подсудность - это относимость споров о праве и других дел к ведению определенных судов. С ее помощью подведомственные судам дела распределяются между различными судами, а подведомственность служит средством распределения дел между юрисдикционными органами. Ошибки в определении подведомственности нежелательны. Если судья принял к рассмотрению дело, не подведомственное суду, то он вышел за пределы своих полномочий. Решение будет отменено, и это вызовет волокиту. Если же судья отказал в принятии заявления по делу, которое суду подведомственно, то это будет означать отказ в правосудии, чего нельзя допускать. В таком случае судебная власть не будет обеспечивать правоохранительную функцию, а граждане не смогут воспользоваться правосудием для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Подведомственность гражданских дел тем или иным органам определяется законами или подзаконными актами. Дать же в нормах права исчерпывающие указания о подведомственности каждого в отдельности правового спора просто невозможно. Законодатель избрал более рациональный путь. В процессуальном законе закрепляются лишь общие правила для определения подведомственности споров, а также отдельные исключения из них. Статья 22 ГПК РФ изложила правила подведомственности в соответствии с видами производств. Согласно статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают: - исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; - дела особого производства; - дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; - дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений; - дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (21). В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. Так, суды рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Это споры, связанные с нарушением субъективных прав кем-либо из участников или с причинением вреда имуществу либо иным благам (личным), а также с неопределенностью в правах и обязанностях субъектов правоотношений. Главным моментом здесь является взаимное правовое положение спорящих сторон. Если стороны спора находятся в равноправном положении, то такой спор будет рассмотрен в суде. Субъектами спорных отношений могут быть граждане, организации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иностранцы и лица без гражданства. Исключением из судебной подведомственности (судам общей юрисдикции) являются экономические споры, их рассматривают арбитражные суды. К судам общей юрисдикции отнесены также дела, рассматриваемые в порядке приказного производства, перечисленные в ст. 122 ГПК РФ. На основании положений ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебный приказ выдается, если: - требование основано на нотариально удостоверенной сделке; - требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме; - требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; - заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства(материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; - заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; - заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка; - заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; - заявлено требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи; - заявлено требование о взыскании обязательных платежей и взносов с членов товарищества собственников жилья или строительного кооператива (21). Суды рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, указанных в ст. 245 ГПК РФ. Это дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если их рассмотрение не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов. Заявителями могут выступать граждане, организации и прокурор. К делам из публичных правоотношений отнесены также дела об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и иные дела из публичных правоотношений, отнесенных федеральным законом к ведению суда. Судам общей юрисдикции подведомственны дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ. Это дела неисковые, в них возникает спор не о праве, а о факте, с установлением которого может возникнуть право. По таким делам защищается не субъективное право, а охраняемый законом интерес. К ним относятся дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об усыновлении (удочерении) ребенка; об ограничении дееспособности гражданина; о признании гражданина недееспособным и др. Суду подведомственны дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, а также дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. Если в заявлении содержится несколько требований, связанных между собой, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, и разделение этих требований невозможно, то дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Закон отдает предпочтение суду общей юрисдикции как наиболее приспособленному для защиты частного интереса. С учетом сложности и разнообразия подведомственности по гражданским делам в научной литературе приводится возможная классификация подведомственности на виды - единичную (императивную) и множественную (альтернативную). При единичной (императивной) подведомственности законом указывается только один суд, который вправе разрешить дело. При множественной (альтернативной) - заинтересованное лицо вправе выбрать орган, в котором будет рассмотрено его дело. Например, гражданин по делам, возникающим из публичных (административных) правоотношений, вправе обратиться как в суд, так и в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу (20). На основании указанного, можно сделать вывод, о том, что точное определение подведомственности имеет важное процессуальное значение для правильное и своевременного решения вопроса о принятии заявлений к производству суда общей юрисдикции. Подведомственность дела суду общей юрисдикции является основополагающей ступенью для принятия рассмотрения и вынесения решений по гражданским делам в судах общей юрисдикции. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: